Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С развитием цивилизованных ры-ночных отношений в нашей стране перед таможенными органами встает за-дача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опи-рающейся в первую очередь на экономические и рыночные инструменты при адекватном использовании организационных воздействий. Поэтому вопрос эффективного управления является одним из наиболее актуальных и практи-чески важных во взаимосвязанном и сложном аспекте развития таможенной деятельности.
Актуальность данной работы заключается в применении новых подхо-дов к управлению в таможенных органах РФ, создании целенаправленной системы анализа информации и методической помощи руководителям в при-нятии решений, получении достоверной информации о результатах деятель-ности таможенных подразделений, улучшении в использовании этих данных. В то же время встает вопрос о системном и целостном подходе к изучению основ таможенного менеджмента.
Таким образом, важность изучения проблем таможенного контроля обусловлена необходимостью научного подхода к решению задачи совер-шенствования контроля в таможенных органах.
Объектом исследования является система таможенного менеджмента РФ.
Предметом исследования является управление таможенным делом.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и ме-тодологических основ таможенного менеджмента и рассмотрение проблем маркетинга таможенных услуг. Для достижения указанной цели были по-ставлены следующие задачи исследования:
1.исследовать эволюцию управленческой деятельности в таможенном деле;
2.рассмотреть теоретические аспекты правового статуса системы тамо-женной службы РФ;
3.проанализировать полномочия Федеральной таможенной службы;
4.рассмотреть цели и задачи современного таможенного менеджмента;
5.выявить проблемы современного таможенного менеджмента и пред-ложить пути их преодоления.
Степень изученности темы работы. Отдельные направления в изучении таможенной системы продолжают развиваться, прежде всего, благодаря то-му, что исследования С.В. Барамзина, Н.М. Блинова, В.Б. Бобкова, В.Б. Ку-харенко, Л.А. Лозбенко, В.В. и другие.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: тамо-женное законодательство РФ, и иные материалы юридической практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сфор-мулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем развития та-моженного менеджмента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащи-еся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направ-ленных на совершенствовании развития таможенного менеджмента.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы сущности таможенного менеджмента, этапы развития
1.1.Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
В последнее время в России и мире произошли значительные измене-ния условий функционирования государственного сектора, отражающие об-щие тенденции развития общества в целом. Интернационализация экономи-ческих отношений, информатизация всех сторон жизни людей, развитие ко-гнитивных технологий (технологий управления на основе знаний), усиление конкуренции между организациями и государствами, новая роль нематери-альных инноваций - вот лишь некоторые из новых реалий XX и XI веков. Государственный сектор претерпевает те же изменения, что и коммерческий. В практику управления государственным сектором все больше проникают методы и подходы к управлению, которые хорошо зарекомендовали себя в частном секторе. К ним относятся концепции, ориентированные на потреби-теля, стратегическое планирование, расширение прав и возможностей, мар-кетинг, методы управления корпоративной культурой и многие другие мето-ды и приемы управления. Наиболее яркой тенденцией является корректиров-ка базовой модели управления и повсеместное внедрение методов управле-ния, ориентированных на результат [10, с.21].
В первом случае, корректировке модели управления, происходит по-степенный переход от традиционной административной системы управления, в которой центральным элементом является менеджер, а центральной проце-дурой - следование инструкциям (правилам), к маркетинговой системе управления (иногда маркетинг-менеджмент).
В этой системе центральным элементом становится потребитель, а принципы и методы управления ориентированы на удовлетворение потреб-ностей потребителя. В этом отношении человек больше не рассматривается как препятствие для деятельности государственных служб, а все больше как клиент, потребитель услуг.
Организация - это группа людей, обладающих необходимыми ресур-сами, объединенных в единую систему, преследующих общие цели и дей-ствующих согласованно для их достижения.
Управление маркетингом - это единая политика организации, произ-водства, ценообразования и продвижения товаров и услуг на рынке с целью осуществления обмена, удовлетворяющего все заинтересованные стороны - потребителей, производителей и общество в целом.
На фундаментальном уровне такие изменения связаны с переходом от традиционной административной модели к инновационной и интегрирован-ной модели управления, сочетающей классическую административную мо-дель с маркетинговой моделью.
В целом, административный подход меняется от подхода, основанного в основном на командовании и контроле, к подходу, основанному в основ-ном на экономическом управлении. Однако в государственной службе также доминируют традиционные бюрократические методы управления, где пре-обладают рутинные функции и повторяющиеся стандартные задачи. Более того, авторитарное управление в этом случае считается наиболее эффектив-ным.
Традиционные бюрократические методы управления постепенно начи-нают играть свою роль.
Традиционный подход в государственном управлении всегда фокуси-ровался на количестве потраченных государственных средств, оставляя ко-нечный результат в тени, в то время как новый подход к управлению в госу-дарственной службе сместил акцент на измерение результатов, полученных в результате конкретной деятельности государственной службы и мониторин-га, сместив акцент на измерение и мониторинг результатов, полученных в результате конкретной деятельности государственной службы [10, с.23].
Термин «таможенный менеджмент» вошел в употребление относитель-но недавно. Однако до сих пор нет единого мнения о том, что означает этот термин. Как можно встретить в литературе по обучению и методологии, одна точка зрения определяет таможенный контроль как управление взаимодей-ствием между участниками внешнеэкономической деятельности и таможен-ными органами (см. приложение 1,2,3). Согласно другой точке зрения, та-моженный менеджмент рассматривается как управление таможенным делом. Наконец, согласно третьей точке зрения, таможенный контроль - это вид спе-циального управления как подвид управления на государственной службе, который представляет собой управление таможенными органами. Последняя из трех точек зрения является более правильной, исходя из того, что термин «управление» обычно относится к управлению организацией, в то время как таможенное управление - это, прежде всего, организация, особый вид орга-низации.
Из вышесказанного видно, что таможенный менеджмент, как относи-тельно молодая дисциплина, все еще находится в стадии становления. По этой причине на сегодняшний день нет ни четкой трактовки этого понятия, ни большого количества литературы (такой, какая посвящена менеджменту в целом), в которой бы полно и четко излагалась теория таможенного кон-троля, и в частности методология управления таможенными органами в РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в от-дельные законодательные акты РФ. Федеральный закон от 03 августа 2018 № 289-ФЗ
2. Баронин С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллин-га в недвижимости : учеб. пособие / С.А. Баронин . – Москва : НИЦ ИНФРА- Москва, 2016. – 160 c.
3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2- х т. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – Москва : Омега - Л, Эльга, 2017. – 1330 c.
4. Вайпан В.А. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: Учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право РФ») / В.А. Вайпан. – Москва: Юстицинформ, 2017. – 92 с.
5. Егоршин А. П. Основы менеджмента: учебник для вузов / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород : НИМБ, 2018. – 320 c.
6. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по эконо-мическим специальностям / [А. В. Игнатьева и др.] ; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – Москва : ЮНИТИ– ДАНА, 2018. – 320 с.
7. Мильшина И.В. Понятие и содержание таможенного админи-стрирования в Евразийском экономическом союзе / И.В. Мильшина // Изве-стия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управле-ние. Право, 2019. – Т. 19. – № 1. – С. 97 - 100.
8. Мильшина И.В. Администрирование в деятельности таможенных органов/ И.В. Мильшина // Административное право и процесс, 2020. – № 12. – С. 52 - 54.
9. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. – Москва : КноРус, 2018. – 499 с.
10. Семенов А.К. Основы менеджмента : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва : Дашков и Кº, 2017. – 575 с.
11. Стахов А.И. О некоторых проблемах судебного рассмотрения административных дел, связанных с осуществлением государственного кон-троля и надзора/ А.И. Стахов // Административное право и процесс, 2017. – № 10. – С. 42 - 47.
12. Управленческие решения : учебник по специальности «Менедж-мент организации» / С. Н. Чудновская. – Москва : Эксмо, 2018. – 366 с.